Новости

Законопроект «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам»

В настоящее время в Российской Федерации действует более 7 тысяч межрегиональных автобусных маршрутов, по которым на регулярной основе ежегодно перевозится более 200 млн. пассажиров.

Действующим законодательством не урегулированы на сегодняшний день вопросы, связанные с организацией регулярных межсубъектных (межрегиональных) перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

В условиях сложившейся правовой неопределенности в ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, которыми устанавливается собственный порядок организации регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам. Нередко принятый в одном субъекте порядок открытия, функционирования, закрытия межрегионального маршрута не соответствует, а иногда и противоречит порядку регулирования этих  же вопросов в другом субъекте.  Что является существенным препятствием в развитии рынка транспортных услуг в соответствии с растущим спросом населения.

Единственным выходом из сложившейся ситуации является принятие федерального закона, устанавливающего четкие требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность по перевозкам на межрегиональных маршрутах, определяющего процедуры установления, изменения, отмены межрегионального маршрута, перечень оснований для отказа в установлении, изменении межрегиональных маршрутов.

Законопроект позволит восполнить пробелы в регулировании отношений в сфере осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам, сформировать единый рынок межрегиональных автотранспортных услуг, привести систему управления пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономики и платежеспособным спросом, снять административные барьеры, упорядочить деятельность, связанную с организацией межрегиональных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, организовать допуск юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к указанной деятельности,  исключить коррупционные факторы, связанные с организацией межрегиональных маршрутов, обеспечить развитие сети межрегиональных маршрутов, сформировать государственный реестр автомобильных межрегиональных  маршрутов, который не только позволит перевозчику в течение пяти лет работать на маршруте, использовать инфраструктуру автовокзалов  и остановочных пунктов, но также предоставит пассажирам возможность получить на едином информационном ресурсе в сети Интернет необходимую информацию о всех межрегиональных маршрутах, расписании движения транспортных средств по маршрутам и цене на проезд.

Пояснительная записка

1. Предмет регулирования

Законопроект направлен на установление правовых основ единого рынка автотранспортных услуг, приведение системы управления пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономики.

Предметом настоящего законопроекта являются отношения, связанные с организацией регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам, проходящим по территории нескольких субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации действует около 7 тысяч межрегиональных автобусных маршрутов, по которым на регулярной основе ежегодно перевозится более 200 млн. пассажиров.

В условиях сложившейся правовой неопределенности в ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, которыми устанавливается собственный порядок организации регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам, часто предусматривающий дополнительные административные барьеры для перевозчиков. Нередко принятый в одном субъекте порядок открытия, функционирования, закрытия межрегионального маршрута не соответствует, а иногда и противоречит порядку регулирования этих  же вопросов в другом субъекте.  Что является существенным препятствием в развитии рынка транспортных услуг в соответствии с растущим спросом населения.

2. Формирование понятийного аппарата в области межрегиональных автомобильных перевозок пассажиров

Вводится ряд новых базовых понятий, направленных на унификацию подходов к организации перевозок пассажиров по межрегиональным маршрутам, которые в настоящее время отсутствуют в действующем законодательстве (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), таких как «автовокзал», «межрегиональный маршрут», «пропускная способность автовокзала», с целью их точного и единообразного толкования и практического использования.

3. Определение требований к перевозчику, имеющему намерение осуществлять перевозки пассажиров по межрегиональным маршрутам

В целях повышения доступности, качества и безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом на длительные расстояния  определяются основные параметры, которым должен соответствовать перевозчик: наличие лицензии на перевозки пассажиров, соответствие используемых для перевозки транспортных средств установленным требованиям.

4. Регламентация процедуры открытия и закрытия межрегионального маршрута

В целях обеспечения стабильности в работе транспортной системы законопроект предлагает установить четкую процедуру открытия, закрытия, изменения и отмены межрегионального маршрута, в рамках которой строго определена компетенция уполномоченной государственной организации  в принятии решения об открытии или закрытии маршрута, не позволяющая  требовать какие либо дополнительные документы, или рассматривать поданные заявления сверх срока, установленного законопроектом.

При этом необходимо учитывать, что органы государственной власти практически исключены из указанной процедуры. Фактически они задействованы только в случае если являются владельцами объектов транспортной инфраструктуры, которые  перевозчик планирует использовать как остановочные пункты на маршруте.

5. Реестр межрегиональных маршрутов

Законопроектом предлагается  сформировать государственный реестр автомобильных межрегиональных  маршрутов, который не только позволит перевозчику в течение пяти лет работать на маршруте, использовать инфраструктуру автовокзалов  и остановочных пунктов, но также предоставит пассажирам возможность получить на едином информационном ресурсе в сети Интернет необходимую информацию о всех межрегиональных маршрутах, расписании движения транспортных средств по маршрутам и цене на проезд.

 6. Свидетельство об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межрегиональному маршруту

В целях осуществления контроля за межрегиональными перевозками законопроектом предлагается ввести в обращение новые документы – свидетельство об осуществлении перевозок по конкретному маршруту, в котором будут отражаться сведения о перевозчике, осуществляющем такие перевозки, а также карты межрегионального маршрута на каждое транспортное средство, предусмотренное для обслуживания межрегионального маршрута.

Карта межрегионального маршрута будет выдаваться на каждое транспортное средство, предусмотренное для обслуживания межрегионального маршрута, с указанием государственного регистрационного знака транспортного средства, с целью недопущения случаев замены подвижного состава, качественные и технические характеристики которых ниже требуемых и ранее заявленных. Срок действия карт межрегионального маршрута равен сроку действия свидетельства.

7. Гарантии, которые предоставляются перевозчику

Перевозчик, имеющий намерение  осуществлять или осуществляющий  перевозки пассажиров по межрегиональным маршрутам, согласно законопроекту:

  1. предоставляет в уполномоченную организацию только документы, согласно перечню определенному законопроектом;
  2. заключают с владельцем автовокзала (остановочного пункта) договор на его использование, на срок на которое выдано свидетельство об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межрегиональному маршруту, при этом владелец автовокзала (остановочного пункта) не вправе отказаться от заключения договора при соблюдении условий использования автовокзала или остановочного пункта с учетом его пропускной способности;
  3. за  выдачу свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межрегиональному маршруту платит только государственную пошлину в размере, определенном  Налоговым кодексом Российской Федерации.
  4. в целях обеспечения стабильности в работе транспортной системы предусматривается, что перевозчики, которые на день вступления закона в силу были допущены к осуществлению регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам в соответствии с действовавшим на то время порядком, сохраняют право осуществления таких перевозок на 180 дней для получения свидетельств и карт межрегиональных маршрутов, предусмотренных законопроектом.

8. Оценка эффективности предлагаемых решений:

Предлагаемые решения, позволят:

  • организовать допуск юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к деятельности связанной с регулярными перевозками пассажиров автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам;
  • обеспечить снижение стоимости услуг по  перевозке пассажиров по межрегиональным маршрутам  за счет развития конкуренции;
  • устранить административные барьеры для развития рынка межрегиональных перевозок;
  • сформировать единый государственный реестр межрегиональных автомобильных маршрутов;
  • повысить информированность населения о межрегиональных автомобильных перевозках;
  • уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с межрегиональными автомобильными перевозками пассажиров, в связи с введением дополнительного контроля за техническим состоянием транспортных средств  используемых для перевозки пассажиров;
  • усилить транспортную безопасность, в  связи с введением именных билетов для  пассажиров.

Источник данных: