Как устроен новый ЦУП в московской воздушной зоне

В ночь на 10 октября сдан в эксплуатацию новый Центр управления полетами Московского центра управления воздушным движением. Головным исполнителем важнейшего гражданского заказа по решению президента РФ определен концерн Воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей». Оборонщики полностью справились с задачей импортозамещения в таком важнейшем для обеспечения безопасности страны деле как управление воздушным движением.

Необходимость полной перестройки на отечественной технологической базе и отечественном программном обеспечении всей системы управления воздушным движением в России объясняется двумя причинами.

Первая — устаревшее импортное оборудование. Когда в 1990-е годы гражданский авиапарк стал насыщаться большим количеством западных самолетов, началось и переоснащение диспетчерских служб импортным техническим оборудованием. Мы как бы входили в единую мировую систему управления воздушным движением, которое должно было осуществляться по «мировым» стандартам и технологиям. Оборудование было закуплено, введено в эксплуатацию.

Прошли годы, оно стало морально и технически устаревать. Потребовалось обновление. А оно стоило больших денег. Вдобавок оказалось, что на Западе Россию почему-то стали считать чуть ли не основным своим врагом. Передача многих новейших технологий нам осложнилась или была вообще заморожена.

И тут со всей очевидностью возникла вторая причина срочного импортозамещения. Техника, с помощью которой управляют воздушным движением, в любой момент может прекратить свою работу по сигналу извне. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, когда требуется мобилизация всех гражданских и военно-транспортных судов для выполнения какой-то государственной задачи, это чревато катастрофой. С такой зависимостью требовалось покончить.

В 2008 году вышел Указ президента РФ, согласно которому концерн «Алмаз-Антей» был определен единственным поставщиком (головным исполнителем) в области разработки и создания перспективных систем и средств для аэронавигационной системы Российской Федерации. Разработчики лучших в мире систем противовоздушной обороны полностью справились с поставленной задачей и освоили мирное направление в своей конструкторской деятельности. Заместитель гендиректора концерна по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Дмитрий Савицкий, комментируя ввод в эксплуатацию нового Центра управления полетами Московского центра управления воздушным движением, подчеркнул, что все специальное программное обеспечение, используемое сегодня в поставляемой концерном для служб Единой системы организации воздушного движения в России — исключительно отечественного производства.

Теперь отключить управление полетами над территорией нашей страны «щелчком извне» уже не получится.

Стоит отметить, что по достигнутому уровню функциональных возможностей и автоматизации процессов автоматизированная система ОрВД Московского центра является самой современной в классе автоматизированных систем высокого уровня и соответствует всем требованиям ИКАО к системам УВД, находится в ряду современных систем нового поколения мирового уровня, а часть функциональных возможностей не имеет аналогов.

Еще важная деталь — по количеству автоматизированных рабочих мест АС ОрВД Московского центра является крупнейшей в Европе, а ее резервная система — крупнейшей в мире системой управления воздушным движением. То есть, и здесь мы остались на мировом уровне качества выполненных работ.

В Московском укрупненном центре Единой системы организации воздушного движения Российской федерации (ЕС ОрВД) введены в эксплуатацию в составе второго пускового комплекса нового ЦУП шесть основных комплексов и подсистем новой автоматизированной системы (АС) ОрВД, таким образом считается введенным в эксплуатацию весь комплекс систем ОрВД и ЦУП.

Автоматизированная система ОрВД предусмотривает информационно-техническую совместимость с автоматизированными системами соответствующих органов управления полетами пользователей воздушного пространства, информационными элементами двойного назначения единой автоматизированной радиолокационной системы Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, а также иными военными автоматизированными системами управления.

Новая АС ОрВД включает в себя выносные удаленные средства автоматизированного взаимодействия, установленные на аэродромах Московской воздушной зоны, в том числе на командных пунктах аэродромов государственной авиации, что позволяет значительно повысить эффективность и оперативность взаимодействия Московского центра с ВКС Российской Федерации. Новый уровень взаимодействия значительно упрощает обеспечение полетов государственной и гражданской авиации как в обычном режиме, так и при проверках боеготовности ВКС России.

Зона ответственности Московского укрупненного центра ЕС ОрВД в настоящее время представляет собой территорию площадью 720 тысяч кв. км в интервале высот 1500 — 12100 м. Протяженность зоны ответственности с севера на юг составляет 1038 км, с запада на восток — 974 км. В контролируемой зоне помимо аэроузлов и аэродромов разных ведомств расположены запретные зоны и зоны ограничений, авиационные полигоны, полигоны танковых и артиллерийских подразделений, пункты запуска шаров-зондов. Протяженность воздушных трасс составляет более 26000 километров. На аэродромах Внуково, Домодедово и Шереметьево управление выполняют службы, входящие в структуру филиала МЦ АУВД.

Московский аэроузловой диспетчерский центр контролирует территорию в радиусе 150-180 км от Москвы в нижнем воздушном пространстве, обеспечивает управление движением воздушных судов, осуществляющих прилеты-вылеты в крупнейших аэропортах Москвы: Шереметьево, Внуково, Домодедово, а также управление движением воздушных судов, следующих через Московскую воздушную зону транзитом и управление судами на аэродромах государственной и экспериментальной авиации.

Районный диспетчерский центр обслуживает территорию 18 областей России. Зона ответственности — от Великих Лук и Беларуси до Республики Татарстан и от границ Украины до Вологды. В настоящее время с использованием АС ОрВД Московского центра обеспечивается около 60 процентов полетов воздушных судов над территорией Российской Федерации. Благодаря вводу в эксплуатацию АС ОрВД, пропускная способность воздушного пространства Московской воздушной зоны превысит пропускную способность аэропортов и больше не будет сдерживающим фактором для повышения интенсивности полетов и развития аэропортов региона.

Источник: https://rg.ru/2017/10/10/reg-cfo/moskovskaia-vozdushnaia-zona-poluchila-novyj-cup.html

Оставьте первый комментарий

Оставьте своё мнение

Ваш email никогда не будет опубликован!


*


Яндекс.Метрика