Аэровокзалы оснащены передовым антитеррористическим оборудованием: рентген-телевизионными установками, металлодетекторами, сканерами человека, детекторами взрывчатых веществ, интеллектуальными системами видеонаблюдения и т. д. Современные технологии с высокой точностью выявляют и идентифицируют угрозы. Но исправное оборудование — не гарант безопасности. Даже автоматизированные системы не смогут предотвратить катастрофу без экспертной оценки и внимательного контроля со стороны человека. Именно от решений и действий сотрудников службы безопасности зависят жизни тысяч людей.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР — УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ
В 2015 году произошла крупнейшая катастрофа над Синайским полуостровом. На борту авиалайнера Airbus A321−231 российской авиакомпании «Когалымавиа» взорвалось самодельное взрывное устройство. Следствие установило, что бомбу пронес сотрудник аэропорта Шарм-Эль-Шейх, спрятав ее в грузовом отсеке самолета.
Почему служба безопасности аэропорта не обнаружила взрывное устройство на предполетном досмотре? Сотрудник аэропорта Шарм-Эль-Шейх, оказавшийся террористом, не проходил досмотр. Безопасность в аэропорту Шарм-Эль-Шейх держалась на доверии между сотрудниками, поэтому они не проверяли вещи своих.
85% авиакатастроф происходят из-за человеческого фактора. Оборудование выявляет опасные предметы, но конечное решение принимает оператор досмотровой установки. От их профессионализма и бдительности зависит безопасность пассажиров, и именно на них ложится ответственность в случае чрезвычайных ситуаций.
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ — ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ СО СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕКА
Мировая авиаотрасль работает над вопросом, как предотвратить катастрофы, вызванные ошибкой человека. Они обучают персонал аэровокзалов и пассажиров правилам безопасности, социальной ответственности и поведению в чрезвычайных ситуациях. Комплекс мер по работе с людьми называется культурой безопасности.
В России направление «культуры безопасности» развивает Владимир Борисович Черток — советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, руководитель рабочей группы по авиационной безопасности Европейского и Североатлантического региона ICАО (EUR/NAT). Он обозначил главные направления по работе с «человеческим фактором» на конференции по авиационной безопасности В Монреале AVSEC 2018:»Культура безопасности» персонала по авиационной безопасности:
- «Культура безопасности» персонала по авиационной безопасности
- Задача: Обучать и мотивировать персонал, разъяснять важность выполнения социальной функции по защите людей.
- «Культура безопасности» руководящего состава
Задача: Публично обсуждать результаты проверок и нарушений
- «Культура безопасности» пассажиров.
Задача: Обучать пассажиров правилам безопасности на транспорте и ответственности за нарушения.
- «Культура безопасности» населения страны
Задача: Работать со СМИ по созданию нового образа сотрудника системы безопасности как защитника жизни и здоровья населения.
Мировая общественность солидарна в том, что культура безопасности невозможна, пока все участники не будут сознательно выполнять правила безопасности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ БЕЗОПАСНОСТИ
Задача программы культуры безопасности — обучать сотрудников службы авиационной безопасности и совершенствовать их профессиональные навыки.
Преступники придумывают новые способы, как обмануть досмотр в аэропорту. Наркотики, оружие, контрабанду перевозят под видом безобидных вещей, прячут в детские игрушки, продукты питания, емкости из-под кремов, зубных паст и т. д.
В 2018 г. в международном аэропорту г. Хабаровск сотрудник таможенной службы пресек контрабанду золота стоимостью полмиллиона рублей. Когда интроскоп сканировал багаж пассажира из Китая, инспектор таможни обратил внимание на сотовый телефон с необычным для его конструкции вложением. В корпусе смартфона было спрятано золото.
Обучить персонал обнаружению угроз можно с помощью специализированных компьютерных программ. Система обучения операторов досмотрового оборудования Renful создает приближенные к реальности чрезвычайные ситуации. Программные продукты Renful позволяют тренировать и тестировать операторов интроскопов различных производителей: Rapiscan Systems, Smiths Heimann, L3 Communications, Gilardoni, Nuctech, Adani и др.
Обучение Renful — это комплекс тренингов:
- Pre-M — программа, оценивающая визуальные способности, профессиональные навыки и личностные качества оператора РТУ. Она оценивает уровень подготовки кандидатов и подбирает персонал.
- Simfox — симулятор интерфейса РТУ. Он показывает изображения запрещенных предметов, варианты их маскировки, и оператор учится распознавать угрозы.
- Trefox — вводный курс для подготовки операторов рентгенотелевизионного оборудования. Это теоретическая часть для сотрудников, ранее не работавших с РТУ, и практические вопросы для закрепления материала.
- OpSEM — программа собирает информацию с рентгенотелевизионных установок и проверяет ошибки, которые делают операторы при определении подозрительных предметов. Система подключает несколько РТУ и организовывает станции удаленного досмотра.
- OpeReady — мониторинг результатов и оценка квалификации операторов РТУ. Система ведет статистику по правильным ответам и ошибкам операторов, и выявляет пробелы в знаниях. Система ведет график проведения технического обслуживания РТУ, аттестации персонала.
Преимущество обучающей системы Renful в том, что она решает несколько задач, связанных с подготовкой персонала: оценивает профессионализм, помогает подбирать персонал, выявляет пробелы в знаниях и обучает на реальных изображениях. В результате обучения специалисты службы безопасности способны более быстро распознавать предметы и выявлять угрозы.
КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ РАБОТЫ
Помимо профессиональной подготовки сотрудников службы безопасности необходима дисциплина на рабочем месте. Халатное отношение к рабочим обязанностям создает дополнительные риски.
Сотрудникам службы авиабезопасности необходимы сфокусированность и хорошее самочувствие. Отвлечение на телефон, разговоры с коллегами и усталость имеют серьезные последствия. Невнимательный оператор РТУ пропустит на территорию аэровокзала опасного пассажира или запрещенный предмет на борт самолета. Цена ошибки — безопасность тысяч людей.
В 2018 году компания WEKEY на выставке досмотровой техники и аэровокзального оборудования NAIS-2018 представила первое в России решение, контролирующее поведение операторов РТУ. Система мониторинга состояния операторов «ОКО» получила одобрение министерства транспорта, Росавиации, Ространснадзора, удостоена призового места в премии «Транспортная безопасность России — 2018». Система также была удостоена высоких оценок международных экспертов во время презентации российских инновационных разработок на симпозиуме ICAO в Монреале.
ОКО анализирует действия операторов интроскопов и их физическим состоянием. Камера в режиме 24/7 следит за положением головы и направлением взгляда оператора РТУ. Если сотрудник отвлекается — система подает тревожный сигнал. Если он уснул — система блокирует ленту конвейера и останавливает досмотр. При критическом состоянии оператора система остановит проникновение опасных предметов через зону досмотра.
Система ОКО выполняет важные функции:
- Определяет любые отклонения от нормы. Поведение людей отличается, и база данных пополняется всевозможными реакциями.
- Ведет статистику по состоянию всех операторов РТУ, что удобно для выявления неработоспособных сотрудников, определения самых уязвимых часов, когда необходимы дополнительные силы для безопасности.
- Исключает ситуации, когда сотрудники аэропорта могут воспользоваться служебным положением и нарушить безопасность на объекте. ОКО блокирует доступ операторов к интроскопам во внерабочее время.
Человек не всегда может адекватно оценить свое самочувствие. Система мониторинга ОКО точно определяет уровень усталости оператора, включенности в рабочий процесс, а значит предотвращает вероятность трагедий, виной которым человеческий фактор.
Источник: http://aero.wekey.ru/blog/chelovecheskiy-faktor-kak-osnova-kultury-aviatsionnoy-bezopasnosti.html
Оставьте своё мнение