Новости

Обучение транспортной безопасности – обязательное требование Закона

 

 


На сегодняшний день к работникам, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, предъявляются достаточно высокие требования. Их знания, умения и навыки должны быть адекватны тем вызовам, которые бросает нам современная действительность. Соответствовать всем этим требованиям может лишь подготовленный сотрудник, своевременно прошедший качественное обучение. О том, что подразумевает под собой качественное предоставление образовательных услуг по программам обеспечения транспортной безопасности и каким требованиям должны соответствовать учебные центры, их предоставляющие, нам рассказал Дмитрий Юрьевич Смольянов – член Правления Ассоциации «Транспортная безопасность».

Уже более 10 лет действует, принятый в 2007 году Федеральный Закон «О транспортной безопасности», достигнуты ощутимые результаты в деле обеспечения транспортной безопасности.

Однако, за это время на объектах транспорта страны уже совершено более 30 серьезных терактов, где погибло более 500 человек, и это, не беря во внимание другие акты незаконного вмешательства. Не стал здесь исключением в свое время и наш город Воронеж.

К сожалению, одной из причин допущенных трагических последствий, остается человеческий фактор: незнание, неумение или нежелание правильно выполнить свой долг по обеспечению транспортной безопасности.

Поэтому подготовка сил обеспечения транспортной безопасности сегодня – это не только требование закона, но и жизненно важная необходимость.

Действующим законодательством в области транспортной безопасности закреплена обязательная процедура прохождения подготовки по транспортной безопасности (ст. 12.1. Федерального закона РФ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ).

В 2014 году Минтрансом России приняты 3 основополагающих приказа:

— Приказ № 212 от 31.07.14 г. о порядке подготовки сил ОТБ;

— Приказ № 231 от 1.08.14 г. о требованиях к знаниям, умениям и навыкам сил ОТБ;

— Приказ № 243 08.09.14 об утверждении типовых программ обучения.

Ассоциация «Транспортная Безопасность» в том же году начала практическую реализацию данных приказов. В Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Краснодаре, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону были организованы учебно-методические центры по подготовке специалистов в области транспортной безопасности, были получены все необходимые лицензии, приобретена соответствующая материально-техническая база.

В Воронеже учебно-методический центр «Транспортная Безопасность» существует с 2014 года. Здесь проходят подготовку специалисты железнодорожного и автомобильного транспорта.

Подготовка работников субъектов транспортной инфраструктуры и подразделений транспортной безопасности является обязательной. Это безусловное требование закона. Но обучать таких специалистов может не каждый учебный центр, имеющий лицензию Министерства образования России. Пункт 5 Приказа Минтранса России от 31.07.2014 года № 212 закрепляет обязательные требования к организациям оказывающим услуги по обучению. К этим требованиям относятся наличие учебно-тренажерной базы, соответствующего материально-технического обеспечения, в том числе и программного обеспечения, отвечающего требованиям приказа Минтранса России № 231.

 

В оснащение Учебно-методического центра «Транспортная безопасность» в г. Воронеже было вложено свыше 10 миллионов рублей: приобретены специальные технические средства, программное обеспечение, оборудование для досмотра багажа, ручной клади и т.п.

Слушатели учебного центра наряду с теоретической подготовкой проходят обязательную практическую подготовку в соответствии с утвержденной учебной программой. Систематически издаются учебно-методические материалы, которые могут использоваться в качестве вспомогательного материала как во время учебы, так и в течение профессиональной деятельности.

За время работы учебно-методического центра «Транспортная безопасность» здесь успешно прошли обучение более 1500 работников железнодорожного и автомобильного транспорта.

 

Качественное обучение – залог успешной аттестации

 

Положениями Федерального закона РФ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ установлена процедура обязательной аттестации работников, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности. Фактически это те же люди, которые проходили или должны были пройти обучение.

В ходе обязательной аттестации проверяется соответствие знаний, умений, навыков, уровень физической подготовки, личностные (психофизические) качества для принятия решения о допуске к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ, либо об отстранении от этой работы. Таким образом, от того, насколько качественно учебные центры подготовят специалистов зависят результаты аттестации.

Однако сегодня субъекты транспортной инфраструктуры и претенденты на ПТБ, направляя своих подчиненных на аттестацию зачастую обеспокоены в первую очередь сохранением их рабочих мест, места на рынке охранных услуг и штрафными санкциями, но не подготовкой своих работников. Обязанность по подготовке специалистов по транспортной безопасности в новых Требованиях Правительства РФ прописана не четко, а такое условие для аттестации, как наличие «профессионального» образования, сегодня исключено. К качеству дополнительного профессионального обучении некоторых учебных центров, где, якобы, учились наши аттестуемые, также возникает немало вопросов.

При этом вопрос качества подготовки порой стоит достаточно остро. Например, в 2017 году в Росавиации порядка 95 % аттестуемых лиц не прошли данной процедуры, из-за того, что не имели соответствующего уровня подготовки, так как не были обучены по программам обязательной аттестации.

Другая проблема, связанная с качественным обучением специалистов в области транспортной безопасности – это наличие на рынке образовательных услуг организаций, имеющих только лицензию Министерства образования, но не отвечающих обязательным требованиям вышеуказанных приказов Минтранса России. В итоге, по результатам проведения конкурсных процедур данные организации демпингуют на рынке образовательных услуг.

Заказчикам образовательных услуг необходимо четко понимать, что знания, умения и навыки подлежат обязательной проверке в ходе аттестации и желание сэкономить на обучении сотрудников может создать организации большие проблемы. Известен пример, когда одному из крупных заказчиков удалось найти организацию, предлагавшую осуществить обучение по программе в области транспортной безопасности всего за 500 (пятьсот) рублей. В итоге, ни один работник данного заказчика не смог пройти обязательную аттестацию.

Выход из данной ситуации нужно искать в двух направлениях. Во-первых, это введение процедуры обязательной сертификации учебных центров по подготовке специалистов в области транспортной безопасности, как это сделано в учебных центрах Росавиации. Так, например, 19 июня 2019 года учебный центр на базе Международного аэропорта Воронеж прошел обязательную сертификацию Федерального Агентства воздушного транспорта.

Во-вторых, это обязательное включение в конкурсную документацию договора, предусматривающего обязанности исполнителя соответствовать положениям п. 5 Приказа Минтранса России от 31.07.14 г. № 212 и право заказчика расторгать заключенный договор в одностороннем порядке в случае несоответствия исполнителя данному приказу с последующим информированием органов Ространснадзора для принятия решения в соответствии со статьей 11.15.2 КоАП РФ. Например, АО «ФПК» своим внутренним документом уже установило данную обязанность для включения в соответствующие документы по закупкам образовательных услуг, что позволило «очистить» рынок образовательных организаций, которые выписывают «фантики».

Данная проблема поднимается регулярно. Так в рамках ежегодного форума «Безопасность на транспорте», проходившего в Санкт-Петербурге она вновь была поставлена перед Министерством транспорта России.

Ассоциация «Транспортная безопасность» постоянно осуществляет мониторинг рынка образовательных организаций, которые нарушают установленные правила подготовки в области транспортной безопасности. В настоящее время совместно с Ространснадзором и органами прокуратуры вырабатывается практический механизм по привлечению данных образовательных учреждений к административной ответственности. Статья 11.15.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка подготовки сил ОТБ путем наложения штрафа от 3000 до 100 000 рублей.

 

Инновационный подход к повышению профессионализма

 

Между тем в отрасли подготовки сил ОТБ существуют общие системные проблемы.

Например, все без исключения субъекты транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности столкнулись с ситуацией, при которой в составе сил ОТБ большое количество работников, которые имеют среднее, а порой и неполное среднее образование и это не только водители, но и работники осуществляющие досмотровые мероприятия на крупных объектах инфраструктуры. Профессиональное дополнительное же образование предполагает только обучение лиц со средне-техническим или высшим образованием.

Выход из данной ситуации для данной категории работников представляется только один — введение профессии. При этом основой для профессионального обучения в данном случае предлагается рассматривать не профстандарт, а образовательные программы, разработанные в соответствии с Перечнем профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил ОТБ, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, соответствующие определенным требованиям.

В 2016 году членами Ассоциации «Транспортная безопасность» – воронежским филиалом Ассоциации «Транспортная Безопасность» впервые был разработан уникальный аппаратно-программный комплекс для проверки знаний, умений, навыков по итогам обучения по программе транспортной безопасности, который был доработан для проведения обязательной процедуры аттестации. Была проведена апробация данного программного комплекса в Российской академии путей сообщения (РАПС МИИТ), где проходили обучение работники железнодорожного транспорта по программам ТБ. Он был удостоен премии «Лучший инновационный продукт в области обеспечения транспортной безопасности» на ежегодной Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму–2016». В последствие данный аппаратный комплекс получил соответствующее свидетельство Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ.

В настоящее время данный программный продукт успешно применяется различными образовательными учреждениями по программам транспортной безопасности и аттестующими организациями в сфере железнодорожного и автомобильного транспорта.

Ассоциация «Транспортная Безопасность» и ее дочерние учебные центры в регионах, которые осуществляют подготовку по ОТБ, готовы оказать полный спектр образовательных и консультационных услуг, как субъектам транспортной инфраструктуры, так и подразделениям транспортной безопасности.

Оставьте первый комментарий

Оставьте своё мнение

Ваш email никогда не будет опубликован!


*