Новости

Ужесточать ли меры безопасности или работать с “человеческим фактором”?

Инцидент с пистолетом в аэропорту Шереметьево продемонстрировал неэффективность работы персонала 

Как в одном из крупнейших авиаузлов Москвы пассажиру удалось пронести оружие на борт самолета? Куда смотрела служба авиационной безопасности и смотрели ли вовсе? Следствию удалось установить виновных, но устранить причину случившегося — “человеческий фактор” будет значительно сложнее. Компания WKEY рассказала, как это сделать посредством инновационной системы контроля операторов досмотра. 

10 октября самолет авиакомпании “Аэрофлот”, вылетевший из московского аэропорта Шереметьево в Бургас, совершил вынужденную посадку в Ростове-на-Дону. Пассажир рейса вспомнил, что во время предполетного досмотра забыл сдать травматическое оружие, которое находилось у него при себе. Руководством экипажа было принято решение о совершении экстренной посадки. 

По факту случившегося в отношении пассажира был составлен протокол об административном правонарушении и предъявлен штраф — 5000 руб. При этом при себе у пассажира находились все запрещающие ношение оружия документы. Мужчина проследовал дальше в Бургас этим же рейсом, и вопросов к нему больше не имелось.

Что не скажешь о сотрудниках службы авиационной безопасности аэропорта Шереметьево, с чьего усмотрения или тотально “недосмотра” пассажиру не составило труда пронести оружие на борт самолета.  

За инцидентом последовали следственные и внутренние проверки системы безопасности аэропорта, которые едва ли ограничатся только московским авиаузлом.

На записях, полученных с камер видеонаблюдения аэропорта, отчетливо видно, как пассажир беспрепятственно минует входные группы досмотра, оснащенные рамками металлодетекторов и интроскопами. Затем проходя в зону предполетного досмотра. Здесь у сотрудниц службы авиационной безопасности к нему все же возникли вопросы, которые, по всей видимости, не были связаны с наличием в его сумке травматического пистолета ОСА. Поэтому мужчина проследовал дальше — в чистую зону аэропорта. 

Рентгенотелевизионные системы, или интроскопы, посредством которых осуществляется предполетный досмотр ручной клади пассажиров, применяются в системах безопасности всех объектов транспортной инфраструктуры, места массового пребывания людей, логистических центров, крупных энергетических производств и правительственных объектов. Да, по ряду технических показателей одни системы могут уступать своим аналогам. Однако в целях обеспечения безопасности объектов авиационного транспорта применяется наиболее передовое и надежное досмотровое оборудование. 

Во-первых, системы не соответствующие строгим критериям по транспортной (авиационной) безопасности, отсеиваются на этапе тендерной закупки оборудования. Во-вторых, технические средства проходят множественные процедуры тестирования, включая опытную эксплуатацию на самом объекте. 

Даже если речь идет не о самых современных моделях интроскопов, пистолет на рентгеновском изображении отчетливо виден. Это подтверждает и специалист по системам безопасности и антитеррористическому оборудованию Владимир Викулов. 

На записи с камер, установленных в пункте предполетного досмотра аэропорта Шереметьево, отчетливо видно, что в момент, когда сумка пассажира с травматическим пистолетом сканировалась на интроскопе, сотрудницы службы авиабезопасности были увлечены беседой. Следовательно причиной громкого межведомственного скандала, бросающего тень на репутацию крупнейшего российского аэропорта и на систему безопасности авиационного транспорта в целом, стал фактор примитивной человеческой невнимательности. 

По сообщению руководства аэропорта, меры по ужесточению процедуры досмотра и дополнительные инструктажи со специалистами службы авиационной безопасности уже проведены, а сотрудник, пропустивший пассажира, уволен. Однако найти виновного в этой ситуации не означает решить проблему. 

По факту данного инцидента стал очевиден целый перечень критических проблем, связанных с работой персонала авиационной безопасности: 

  • ошибки, виной которым “человеческий фактор” — отвлечение на разговор, на телефонный звонок, сон на рабочем месте; 
  • недостаток квалификационных навыков, чтобы увидеть угрозу на рентгеновском изображении;
  • умышленное игнорирование сотрудником потенциально опасных вложений в багаже пассажиров — так называемая проблема инсайдерства.

Безусловно эволюция технических средств досмотра оставляет все меньше вероятности для человеческой ошибки, однако полностью исключить ее пока не представляется возможным. Не существует одного универсального решения для устранения всех проблем, связанных с влиянием “человеческого фактора” — необходим комплексный системный подход к повышению стандартов профессиональной подготовки, оценки и контроля качества работы специалистов. 

Руководствуясь данной проблематикой, компания WEKEY разработала систему контроля состояния операторов рентгенотелевизионных установок “ОКО”, которая сейчас проходит опытную эксплуатацию в крупнейших аэропортах страны.  Система, построенная на базе технологии анализа видеоизображения и сверточной нейронной сети, отслеживает состояния сотрудников, оценивая работоспособность и уровень концентрации внимания. 

Система “ОКО” непрерывно отслеживает состояния оператора интроскопа на соответствие заданным профилям состояния (взгляд вне экрана, поворот головы, потеря бдительности, сон, отсутствие оператора на месте). При регистрации соответствия состояния оператора РТУ одному из профилей, система классифицирует состояния как “Нарушение” и выдает соответствующую реакцию на событие: звуковой сигнал или блокировка ленты конвейера РТУ. 

Зафиксированное “Нарушение” вносится в журнал событий с возможностью просмотра видео наступления события. На основании этих данных формируется статистика по результатам работы сотрудника или смены операторов, которая позволяет оценивать  эффективность работы и профессиональные навыки персонала, а также делать выводы о других факторах, негативно влияющих на качество досмотра. 

По результатам опытных испытаний, проводимых на базе контрольно-пропускных пунктов российских аэропортов, наиболее показательным для оценки качества досмотра стало зафиксированное состояние “взгляд за пределы экрана”. Данный показатель говорит о том, что в момент, когда изображение сканируемой сумки появлялось на мониторе, взгляд оператора был направлен в другую сторону. 

На первом этапе тестирования система “ОКО” была установлена на интроскоп без включения функций оповещения оператора и блокировки ленты конвейера РТУ. При этом операторам не был объяснен принцип работы оборудования, поэтому о том, что каждое их действие фиксируется и анализируется системой, они не знали. По результатам первого этапа тестирования показатель состояния “взгляд за пределы экрана” во время сканирования сумок достигал 15%. 

На втором и третьем этапе, после включения функций звукового оповещения оператора о нарушениях и блокировки конвейера РТУ, данный показатель сократился в 3,5 раза. Но учитывая, что при регистрации состояния “взгляд за пределы экрана” система блокировала ленту конвейера и привлекала внимание оператора посредством звукового сигнала, означает, что все объекты были досмотрены и количество недосмотренных/невнимательно  досмотренных сумок составляет 0%.

После установки системы контроля состояния операторов РТУ данные статистики также продолжали показывать положительную динамику. 

Первые полученные результаты применения системы “ОКО” показали, насколько не только эффективна, но и необходима система автоматизации контроля и принудительного удержания внимания операторов на рентгеновском изображении при сканировании объектов. Поскольку, несмотря ни на качество изображений, ни на высокие технические характеристики оборудования, основной причиной проникновения угроз на территорию объекта все равно остается “человеческий фактор”. 

Обратиться за консультацией специалистов компании WEKEY, узнать подробнее о функциональных возможностях системы “ОКО”  и запросить тестирование аппаратно-программного комплекса на базе вашего объекта Вы можете, оставив заявку. 

Узнать подробнее



Оставьте первый комментарий

Оставьте своё мнение

Ваш email никогда не будет опубликован!


*


Яндекс.Метрика