Новости

Возобновить живой диалог.

В Санкт–Петербурге состоялся Х Международный форум «Безопасность на транспорте». Представители органов власти, бизнес–сообщества, эксперты и ученые обсудили актуальные вопросы не только транспортной безопасности, но и развития всего общественного транспортного комплекса.

С докладом «О совершенствовании государственной политики и нормативно–правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности» выступил заместитель министра транспорта РФ Александр Суханов. Он, в частности, отметил, что обеспечение безопасности на транспорте имеет одно из первостепенных значений для безопасности нашего государства с учетом его обширной и протяженной территории. Важными направлениями в обеспечении транспортной безопасности (ОТБ) являются реализация согласованных, взаимоувязанных организационных и технических мероприятий профилактического характера, а также совершенствование и развитие нормативно–правовой базы в данной области.
В настоящее время, к сожалению, на протяжении последних лет остаются реальными угрозы совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность всего транспортного комплекса, которые ввиду своей специфики остаются актуальными и для многих других стран мира. Именно объекты транспорта остаются привлекательными для совершения противоправных действий. Что же делается Минтрансом России по приоритетным направлениям формирования госполитики в области ОТБ?
С начала действия федерального закона № 16, то есть с 2007 года, по настоящее время издан 161 нормативно–правовой акт, из которых 17 федеральных законов, 4 указа Президента РФ, 47 постановлений Правительства РФ, 14 распоряжений и более 80 ведомственных актов. По состоянию на сентябрь текущего года Минтрансом России в установленном порядке ведется работа по пяти проектам федеральных законов, 36 проектным актам Правительства РФ и 15 ведомственным актам в сфере ОТБ. Безусловно, подавляющая часть подзаконных нормативно–правовых актов связана с необходимостью реализации положения федерального закона № 270.
Докладчик не стал подробно останавливаться на изменениях, которые внесены в этот закон, так как они и ранее неоднократно являлись предметом конструктивного обсуждения на различных форумах и конференциях с участием представителей профессионального сообщества.
Приоритетными направлениями по формированию государственной политики в области ОТБ для Минтранса России в настоящее время являются анализ и мониторинг правоприменительной практики в реализации законодательства в области ОТБ до последующего формирования новых правовых и организационных инструментов обеспечения защиты транспортного комплекса от АНВ; создание дополнительных условий, способствующих снижению затрат хозяйствующих субъектов на реализацию требований по ОТБ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС) в первую очередь путем выработки оптимальной модели и алгоритмов реализации указанных требований; решение вопроса по выделению финансирования на реализацию мероприятий, предусмотренных Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте, в период 2020–2022 годов. Как известно, программу эту приняли, но, к сожалению, пока бюджетного финансирования не получено. Поэтому на этом направлении тоже идет активная работа: совершенствование контрольно–надзорной деятельности в области транспортной безопасности с учетом будущего вступления в силу положения ФЗ № 248 «О государственном контроле и надзоре и муниципальном контроле в РФ» и ФЗ № 247 «Об обязательных требованиях в РФ»; завершение работы над проектами федеральных законов, включенных в план законотворческой деятельности Правительства РФ на 2020 год; завершение работы над актами Правительства РФ и ведомственными актами, разработанными в целях реализации вышеизложенного ФЗ
№ 270.
Среди наиболее значимых изменений в нормативно–правовом регулировании, результаты которых ожидаются в будущем, отмечены следующие: 1) устранение дублирования двух сформированных и применяемых в РФ систем защиты гражданской авиации от АНВ в рамках авиационной и транспортной безопасности; 2) исключение процедуры получения специальных разрешений на перевозку/перевалку грузов повышенной опасности применительно к внутреннему водному и железнодорожному транспорту; 3) исключение необходимости нахождения на транспортных средствах автомобильного, городского наземного электрического и пригородного железнодорожного транспорта лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, прошедших, соответственно, подготовку и аттестацию по транспортной безопасности; 4) введение разработки паспортов ОТБ для ОТИ и ТС, не подлежащих категорированию; 5) исключение распространения нового ФЗ о транспортной безопасности на маломерные суда, посредством которых не осуществляются коммерческие перевозки пассажиров; 6) сокращение перечня объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта; 7) расширение перечня ОТИ, не подлежащих категорированию; 8) перенос сроков оснащения воздушных судов системами видеонаблюдения.
«Принимая во внимание ранее введенные и действующие во втором и третьем кварталах этого года жесткие меры противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, – отметил докладчик, – нам с вами не удалось обеспечить живой диалог по формированию нового облика нормативно–правовых актов, разрабатываемых в целях реализации положения ФЗ № 270, как это было изначально запланировано в рамках созданных в конце 2019 года отраслевых межведомственных рабочих групп. Понимая, что действующих информационных интернет–ресурсов Минэкономразвития России по общественному обсуждению проектов нормативных актов недостаточно, возобновление действий межведомственных рабочих групп также является для Минтранса России приоритетной задачей».
Заместитель руководителя Ространснадзора Андрей Шнырев остановился на том, что события этого года показали: к привычным рискам, которые относятся к сфере транспортной и технологической безопасности на транспорте, добавились новые вызовы. Например, возникла угроза здоровью пассажиров с точки зрения заражения COVID–19. Это внесло в работу специалистов существенные коррективы, которые затронули в том числе контрольно–надзорную деятельность. Вот те угрозы, которые привнесла пандемия: речь шла либо о полном прекращении деятельности, либо о значительном сокращении объемов работы тех или иных транспортных предприятий. Были оценены риски, и в соответствии с ними была несколько снижена контрольно–надзорная деятельность в той сфере, которая не являлась наиболее важной. И хотя было отменено большое количество проверок, деятельность службы осуществлялась и дальше по тем рискам, которые представляли собой угрозу.
Далее разговор пошел о регуляторной гильотине. Как известно, был принят ФЗ № 248, который устанавливает новый порядок осуществления контрольно–надзорной деятельности. «Мы сейчас под руководством Минтранса России работаем над законом–спутником, – сообщил Андрей Шнырев. – Закон этот очень важен для нас, потому что сам федеральный закон очень неподробно описал те нюансы, которые касаются работы транспортного комплекса. И все это важно вложить в тот закон–спутник, который сейчас обсуждается. Надеюсь, что законодатели нас услышат, и после принятия этого закона мы будем иметь еще более совершенный механизм контроля и осуществления надзорной деятельности».
Рассказал докладчик и о той работе, которая службой развивается. В первую очередь – это профилактика, и общественные слушания, и методические материалы, которые ориентируют бизнес на более четкое и взаимоприемлемое исполнение обязательных требований. Чрезвычайно важно избежать разнотолков, чтобы инспектор, приходя к проверяемому субъекту, разговаривал с ним на одном языке. «У нас достаточно большой поток с обращениями, – заметил Андрей Шнырев, – мы эту разъяснительную работу проводим и планируем проводить дальше. И здесь надо особо поблагодарить общественные организации, которые объединяют транспортников, они нам в этой работе очень помогают».
Однако пока не в полном объеме внедрен риск–ориентированный подход. Это та часть цифровизации, которая сейчас активно развивается. На данный момент работают системы управления рисками. Но какой–то полной глобальной картины пока не получается, потому что она должна выстраиваться на основе многолетних наблюдений.
Вместе с тем в вариациях и на другие виды транспорта обращается внимание на те риски, которые привели к тяжелым происшествиям. В частности, одним из таких происшествий была катастрофа в аэропорту Шереметьево в мае прошлого года. По ней выявлены существенные недостатки в работе различных организаций, в первую очередь это программа подготовки специалистов. Службе было дано поручение Правительства РФ, и по всей стране были проверены программы подготовки авиационного персонала. Сейчас ведется очень серьезная работа по исправлению ситуации совместно с авиакомпаниями. Это важнейшая часть работы, потому что, как известно, ошибки персонала во всех отраслях транспорта, но прежде всего в авиации, являются критическими.
Кроме того, сейчас запущена комплексная программа обеспечения квалификацией государственных транспортных инспекторов. Она включает в себя и квалификационные требования, и программы подготовки, то есть методические материалы, – все это направлено на то, чтобы инспектор работал эффективно и при этом не нагружал бизнес теми мероприятиями, которые могут создавать ему излишние проблемы ведения хозяйственной деятельности.
Заместитель генерального директора – начальник департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин отметил, что обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре РЖД строится на стратегии гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, подтвержденной политикой холдинга в области безопасности движения, основанной на принципах стандартизации, унификации производственных процессов, ориентации на человека и культуру безопасности. Результатом целенаправленной работы стало достижение в подразделении холдинга «РЖД» заданных Транспортной стратегией РФ целевых показателей безопасности с выполнением на 23%. Также нужно отметить, что общее количество транспортных происшествий и событий на инфраструктуре РЖД всеми участниками транспортного рынка снижено на 20%, это соответствует установленным показателям долгосрочной программы развития компании. Представленные основные направления рассматриваются как элементы стратегического управления в области безопасности движения и определяют требования к мероприятиям по обеспечению гарантированной надежности и безопасности движения поездов.
Обеспечение функциональной безопасности в холдинге «РЖД» прежде всего строится на принципах реализации приоритетных задач, а главное – это сохранение жизни и здоровья граждан.
Сегодня функциональная безопасность движения в холдинге «РЖД» – это требования к системам управления безопасностью движения во всех функциональных филиалах и структурных подразделениях РЖД по выявлению потенциальных и фактических факторов опасности на основе оценки риска их проявления при всех условиях эксплуатации в период всего жизненного цикла объекта инфраструктуры и подвижного состава.
Благодаря целенаправленной работе в части профилактики нарушений можно говорить о сложившейся устойчивой тенденции снижения количества несчастных случаев с гражданами в зоне движения поездов. Однако по абсолютным темпам снижения они, конечно, должны быть максимально минимизированы. Докладчик отметил, что самыми распространенными нарушениями поведения граждан в плане безопасности нахождения на железной дороге являются переход путей в несанкционированном месте перед близко идущим поездом, а также экстремальные развлечения подростков, включая слушание музыки в наушниках. Это и есть основные факторы тяжелого травмирования граждан в зоне железной дороги. В перспективе проблему обеспечения безопасности граждан на железнодорожном транспорте, снижения травматизма и достижения безопасности жизнедеятельности граждан рядом с железнодорожными объектами решить только усилиями РЖД проблематично. Необходимы коллективные действия.
Выступил на пленарном заседании и заместитель начальника ГУТ МВД России Александр Бревнов. Он рассказал о деятельности органов внутренних дел по ОТБ на объектах транспортной инфраструктуры.

Оставьте первый комментарий

Оставьте своё мнение

Ваш email никогда не будет опубликован!


*