Новости

Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений в области ООП и обеспечения общественной безопасности

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции» безопасность граждан и общественный порядок на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах обеспечивается сотрудниками территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (далее — ОВДТ).

Одновременно ОВДТ принимается активное участие и в реализации субъектами транспортной инфраструктуры требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с Федеральным законом   от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и подзаконными нормативными правовыми актами.

В рамках этой работы проведено свыше 230 рабочих встреч с руководством транспортных организаций и территориальных органов федеральных агентств по видам транспорта; направлено более 150 предложений по вопросам защиты объектов транспорта от актов незаконного вмешательства; проверено свыше 21 000 кандидатов на должности в службы авиационной безопасности; проведено 37 комплексно-объектовых и 77 тактико-специальных учений по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; для организации допуска лиц в зоны транспортной безопасности объектов железнодорожного и воздушного транспорта согласованы образцы пропусков ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», а также Единой системы организации воздушного движения.

Вместе с этим, комплексная защита населения на транспорте от актов незаконного вмешательства до настоящего времени не достаточно эффективна.

Так, субъектами транспортной инфраструктуры в нарушение требований приказов Минтранса России от 8 февраля 2011 г. №№ 40, 41, 43, не в полной мере обеспечено проведение и утверждение оценки уязвимости в отношении уже внесенных в реестр объектов и транспортных средств, которым присвоена категория по степени опасности и возможным последствиям совершения акта незаконного вмешательства в их деятельность. Этот факт влечет невозможность разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности, а также его реализацию субъектами транспортной инфраструктуры, в том числе при участии ОВДТ.

По состоянию на 19 сентября 2013 г. соответствующими агентствами по видам транспорта внесено в реестр порядка 10 тыс. категорированных объектов транспортной инфраструктуры. Из них 395 объектов воздушного, 1 570 — водного и 8 985 — железнодорожного транспорта. При этом оценки уязвимости утверждены только в отношении чуть более 3 тыс. объектов, т.е. 30% от числа объектов, внесенных в реестр, в том числе: по воздушному транспорту — в отношении 392 объектов (99%), по водному транспорту — в отношении 1 044 объектов (66%) и по железнодорожному — в отношении 2 011 объектов (22%).

Для справки:

Планы обеспечения транспортной безопасности утверждены в отношении только 884 объектов транспортной инфраструктуры, в том числе: по воздушному транспорту — в отношении 267 объектов (68% от внесенных в реестр, 68% от прошедших оценку уязвимости); по водному транспорту — в отношении 585 объектов (37% от внесенных в реестр, 56% от прошедших оценку уязвимости); по железнодорожному транспорту — в отношении 32 объектов (0,4% от внесенных в реестр, 2% от прошедших оценку уязвимости).

Таким образом, планы обеспечения транспортной безопасности реализуются субъектами транспортной инфраструктуры только на 9% объектов железнодорожного, водного и воздушного транспорта, внесенных в реестр. В основном такие объекты расположены в регионах, в которых проводились (планируется проведение) крупных международных, спортивных и массовых мероприятий (АТЭС-2012, Универсиада-2013, Олимпийские игры-2014 и другие).

В этих условиях при обязательных нормах выставления в 2 432 наряда для охраны общественного порядка ежесуточно задействуется более 3 тыс. сотрудников ОВДТ, а в период проведения крупных международных, спортивных и массовых мероприятий дополнительно привлекается до 800 сотрудников.

Отсутствие планов обеспечения транспортной безопасности не только не способствует защите населения и транспортного комплекса в целом от актов незаконного вмешательства, но и обусловливает их совершение. Так, согласно данным статистики за 8 месяцев 2013 года ОВДТ зарегистрировано 38 заведомо ложных сообщений об акте терроризма, свыше 3 тыс. преступлений, связанных с хищением грузов и более 800 — с кражей цветных и редкоземельных металлов, в том числе более 160 преступлений, предметом преступного посягательства которых являлись устройства сигнализации, централизации и блокировки железных дорог; порядка 900 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.

Кроме того, в истекшем периоде 2013 года на транспорте зарегистрировано более 5,8 тыс. преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе: 4 убийства, 28 преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, более 2,6 тыс. краж, 307 грабежей и 37 разбоев. Удельный вес таких преступлений составляет порядка 20% от числа зарегистрированных, а их общее количество увеличилось на 15% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом в регионах, где планы обеспечения транспортной безопасности реализуются в отношении значительного числа объектов транспортной инфраструктуры, количество таких преступлений меньше, чем в регионах, где большая часть объектов не имеет этих планов. Например: в Дальневосточном федеральном округе зарегистрировано порядка 290 преступлений данной категории, в Северо-Кавказском — 283, в Южном — 40. Напротив в Центральном федеральном округе совершено более 1,7 тыс. преступлений данной категории, в Уральском — более 800, в Сибирском — 437.

Для справки:

В истекшем периоде 2013 года на воздушном транспорте принято участие в досмотре порядка 560 тысяч рейсов и более 51 млн. пассажиров. В ходе досмотровых мероприятий пресечено свыше 33 тыс. попыток незаконного провоза предметов и веществ, при этом изъято 133 единицы огнестрельного оружия, 832 единицы оружия самообороны, 631 единица холодного оружия, 3 кг взрывчатых веществ, более 13,5 тыс. единиц боеприпасов и порядка 1,2 кг наркотических средств. Одновременно проведено более 600 проверок соблюдения правил проведения предполетного досмотра службами авиационной безопасности, по результатам которых администрациям аэропортов внесено порядка 270 представлений об устранении выявленных нарушений.

В августе 2013 года совместно с Управлением «Т» СЭБ ФСБ России проведены тактико-специальные учения в аэропортах и вокзалах Московского транспортного узла по проверке эффективности технических средств охраны и действий сотрудников служб авиационной и транспортной безопасности при проникновении посторонних лиц. Выявленные недостатки задокументированы и направлены в Минтранс России для принятия мер по их устранению.

Из числа преступлений, совершенных в общественных местах, расследовано каждое второе (2 931) с учетом того, что в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 26 января 2011 г. № Пр-190 и от 28 января 2011 №Пр-216 посты и маршруты патрулирования максимально приближены ко входам в вокзальные комплексы. В то же время основная масса преступлений данной категории совершается в местах, где в соответствии с Планом комплексного использования сил и средств, задействованных на охрану общественного порядка, сотрудники полиции не выставляются. В истекшем периоде 2013 года в подобных местах совершено более 3,1 тыс. преступлений. В этих условиях отсутствие на таких объектах планов обеспечения транспортной безопасности увеличивает угрозу совершения актов незаконного вмешательства в их деятельность.

В этой связи особое значение приобретает оснащение объектов транспорта инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности, в том числе системами интеллектуального видеонаблюдения, особенно на наиболее криминогенных участках объекта транспортной инфраструктуры, создание и оснащение постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности, организация пропускного и внутриобъектового режимов, привлечение для защиты объекта от актов незаконного вмешательства подразделений транспортной безопасности и иные мероприятия в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Одним из самых конструктивных методов практического решения вышеуказанных задач, а также задач по выработке принципов применения системообразующих аппаратно-программных комплексов для ситуационных центров, высокоэффективных автоматизированных систем управления и их практической реализации на объектах транспортной инфраструктуры может послужить тесное взаимодействие ОВДТ с Ассоциацией «Транспортная безопасность».

Мы рассчитываем на то, что такой алгоритм решения задач позволят ОВДТ сконцентрировать усилия на профилактике преступности. Основа профилактики — рациональное использование сил и средств в условиях прошедшего сокращения и дефицита численности личного состава.

Важное значение мы придаем проведению большего количества  тренировок  и учений по отработке совместных действий и обеспечению постоянной готовности сил обеспечения транспортной безопасности к реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в деятельность  транспортного комплекса.

 

Информационный материал к выступлению на всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений в области ООП и обеспечения общественной безопасности».

г. Москва, Академия управления МВД России

25.10.2013