Новости

10 декабря 2014 года в пресс-центре Издательского дома «Гудок» состоялся «круглый стол» на тему «Сохранность грузов на железной дороге: существующие проблемы и пути их решения»

В ходе работы «круглого стола» были обсуждены основные вопросы, касающиеся обеспечения сохранности перевозимых по железной дороге грузов, а также меры, которые необходимо принять как на законодательном, так и на технологическом уровне в целях повышения уровня охраны грузов и предотвращения хищений в пути и на придорожной инфраструктуре. Участники дискуссии рассмотрели возможности либерализации рынка охранных услуг на железных дорогах, в том числе инициативу привлечения частных охранных структур для сменного сопровождения грузов.

3

Как отметил в своем выступлении заместитель начальника Управления коммерческой работы и нормативного обеспечения в сфере грузовых перевозок Центральной дирекции управления движением — филиала ОАО «РЖД» Александр Миненко, для ОАО «РЖД» тема сохранности грузов является приоритетной. Ситуацию в этой  сфере в последние годы он охарактеризовал как «стабильную, но напряженную». По его словам, в 2011 году к ОАО «РЖД» в связи с несохранностью грузов в процессе перевозки была предъявлена 1331 претензия, в 2012 году  – 1471 претензия, в 2013 году -1104 претензии, а за 11 месяцев текущего года поступило 636 обращений.

Представитель «РЖД» отметил, что в настоящее время есть необходимость в корректировке порядка обеспечения сохранности грузов в связи с тем, что произошли перемены в специфике перевозки отдельных видов. К примеру, изменения коснулись транспортировки скоропорта. Кроме того, по словам Миненко, следует внести в список охраняемых грузов цветные металлы. А также он предложил изменить порядок приема груза под охрану, а именно, предусмотреть, чтобы груз сначала поступал под охрану, а потом осуществлялась его прием грузоперевозчиком.

Заместитель генерального директора ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» Сергей Медведев озвучил объемы охраняемых предприятием грузов: 42% из них составляет дизельное топливо, 31,5% — бензин, 9,1% — автотранспортная техника, 7% — реактивное топливо, 3,1% — чугун, 2,4% — спирты и лишь 1% от всех охраняемых ФГП грузов составляют цветные металлы.

 

Он сообщил, что в 2014 году предприятие обеспечило охрану более 1,8 млн. вагонов и 250 тыс. контейнеров. За 11 месяцев на железной дороге произошло порядка 206 хищений грузов на сумму порядка 45 млн. рублей, причем более половины из них были предотвращены сотрудниками охраны или раскрыты сотрудниками органов внутренних дел.

Также Медведев подчеркнул, что немаловажную роль в процессе обеспечения сохранности грузов играет состояние подвижного состава, и  такое явление, как «брошенные поезда» — они становятся легкой добычей для правонарушителей.

Что касается либерализации рынка  охранных услуг и возможности допуска частных  предприятий к охране и сменному сопровождению грузов, он предположил, что подобные изменения могут создать дополнительные проблемы, поскольку ЧОПы не обладают необходимыми инфраструктурой, оборудованием, штатом сотрудников, опытом. Для этой работы необходимо четко организованная структура, которая готова справиться с поставленными задачами, а в случае невыполнения обязательств, заплатить клиенту компенсацию, заметил представитель предприятия.

По его словам, ведомственная охрана на сегодняшний день совершенствует методы работы, в том числе за счет использования новых технических средств, и способна реагировать на каждый сигнал.

В свою очередь, исполнительный директор НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Дмитрий Королев высказал мнение, что направляемый ведомственной охраной для сопровождения грузов стрелок не может обеспечивать полноценную защиту составов, и этот вопрос требует проработки. По его словам, нужны как организационные, так и законодательные изменения, которые позволят повысить качество охранных услуг. К актуальным в этой сфере вопросам он отнес также страхование грузов и ужесточение наказаний за хищения.

Представитель объединения обратил особое внимание собравшихся, что проект приказа Минтранса «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подлежащих сопровождению и охране грузоотправителями, грузополучателями», «требует концептуальной доработки и совместного обсуждения всеми субъектами перевозки и участниками рынка услуг сопровождения и охраны груза». Он указал на ряд существенных, по мнению партнерства, противоречий и правовую неопределенность в вопросах порядка передачи вагонов под охрану, порядка фактического осуществления сменного сопровождения и охраны грузов в пути следования, предъявления претензионных и исковых требований.

За создание конкуренции на рынке охраны железнодорожных грузов высказался директор по правовым вопросам Транспортно-логистической группы «Трансойл» Артем Колбинцев. На его взгляд, действующие Правила перевозки грузов на железнодорожном транспорте противоречат уставу железнодорожного транспорта в ряде моментов. В частности, Устав, в отличие от Правил, не разделяет термины «сопровождение» и «охрана» и содержит институт обязательного сопровождения и охраны грузов в пути следования исключительно в целях освобождения перевозчика от ответственности за их утрату, недостачу или повреждение. Кроме того, в Уставе не запрещается сопровождение и охрана иными организациями, кроме ведомственной охраны, а также не содержится требование о разделении грузов на группы по способу сопровождения и охраны. По его словам, эти противоречия необходимо устранить, поскольку последствием разделения понятий «охрана» и «сопровождение», может являться необходимость дополнительной оплаты той или другой услуги, и иного выхода у операторов не будет.

Член правления ассоциации «Транспортная безопасность» Дмитрий Смольянов заметил, что для допуска на рынок охраны грузов частных предприятий, они должны получить статус подразделения транспортной безопасности, а в настоящее время это требование для ЧОПов невыполнимо.

Однако заместитель генерального директора по развитию ООО «ЧОП «РЖД-ОХРАНА» Александр  Логинов заявил, что желание выйти на этот рынок у охранных фирм есть. В связи с высокими требованиями, предъявляемыми к охранным структурам на железной дороге, в 2012 году было создано «Национальное объединение профессиональных охранных организаций «Безопасность», в которое вошли более 30 партнеров от Хабаровская до Сочи. «Если нам разрешат сменное сопровождение грузов, то у нас будет поддержка, и наши партнеры смогут менять нас через каждые 1000-1500 км.», – сказал он. Кроме того, Логинов заверил, что в случае несохранности груза при перевозке, произошедшей по вине охранников, частные предприятия готовы платить.

Заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС России  Наталия Яковенко озвучила позицию регулятора: «Если есть потенциальные участники, готовые выйти на рынок, то конкуренцию необходимо развивать». Либерализация рынка и появление новых игроков, с ее слов, позволит повысить эффективность работы охранных предприятий и, в итоге сможет привести к снижению стоимости услуг.

Участники встречи также уделили внимание вопросу совершенствования технических средств защиты подвижного состава от преступных посягательств и рассмотрели некоторые примеры инновационных решений, способствующих повышению надежности сохранности грузов в пути и на местах стоянок.

В завершении встречи представитель ОАО «РЖД» Александр Миненко заверил, что все озвученные проблемы и критические замечания будут зафиксированы и использованы компанией для дальнейшей работы.

42