Новости

Государственная Дума одобрила во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на исключение дублирования требований по авиационной и транспортной безопасности

В настоящее время на государственном уровне сформирована и функционирует скоординированная система защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Важнейшим элементом данной системы является Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». В развитие его положений изданы нормативные правовые акты, направленные на обеспечение транспортной безопасности, в том числе объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.

Вместе с тем, в целях реализации обязательств Российской Федерации по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в рамках Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 7 декабря 1944 г.) и в частности приложения № 17 «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» к указанной конвенции (далее — Приложение № 17), в рамках законодательства в области воздушного транспорта также сформирована соответствующая система авиационной безопасности, которая является совокупностью правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.

Существующие в настоящее время две вышеуказанные системы приводят к дублированию отдельных требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности и воздушного законодательства в части авиационной безопасности, реализация которых направлена на достижение одной цели — защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В целях исключения дублирования предлагается правовое регулирование вопросов защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществлять в рамках законодательства о транспортной безопасности. С учетом изложенного разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положениями которого предлагается:

1. Провести корреляцию определения «субъект транспортной инфраструктуры» с положениями статьи 49 Воздушного кодекса Российской Федерации, установив, что субъектом транспортной инфраструктуры аэропорта, аэродрома, вертодрома гражданской авиации признается лицо, владеющее аэродромом или вертодромом на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

2. Законодательно определить, что обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, предусмотренную стандартами Международной организации гражданской авиации в сфере защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Положениями законопроекта Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по изданию федеральных программ обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта, контроля качества обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта, подготовки в области обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта.

Положениями законопроекта устанавливается обязанность, на основании которой субъекты транспортной инфраструктуры в отношении транспортных средств воздушного транспорта, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки и транспортных средств воздушного транспорта, выполняющих международные полеты, разрабатывают соответствующие программы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.

При этом предлагается программу обеспечения транспортной безопасности транспортных средств и план обеспечения транспортной безопасности аэропорта (аэродрома) соответственно считать программой безопасности эксплуатанта (транспортных средств) и программой безопасности соответствующего аэропорта (аэродрома), предусмотренных стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, которые необходимо разрабатывать с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом № 16-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Учитывая, что на объекте транспортной инфраструктуры воздушного транспорта могут находиться иные юридические лица, использующие здания, строения, сооружения, не отнесенные в соответствии с Законом № 16-ФЗ к объектам транспортной инфраструктуры, и которые расположены в границах объектов транспортной инфраструктуры, предлагается установить для указанных юридических лиц обязанность по соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности.