13 ноября в Москве прошла конференция «Формула транспортной безопасности. Закон. Знание. Практика», посвященная транспортной безопасности, где ключевые эксперты обсудили актуальные вызовы и предложили конкретные пути оптимизации системы безопасности в стране.
Традиционно Конференция проходит в рамках мероприятий «Транспортная неделя-2024» В этом году она состояла из трех панельных сессий, посвященных современным технологиям обнаружения и подавления БПЛА, персонализированным режимам обеспечения безопасности на объектах транспортной службы (ОТИ) и вопросам использования служебных собак для предотвращения действий временного режима.
В результате обсуждений были выделены основные проблемы и предложены практические меры для их решения.
Противодействие БПЛА
Вопросы, связанные с обнаружением и подавлением дронов, остаются актуальными, но проблемой остается слабая нормативная база и высокая стоимость оборудования. Участники конференции отметили, что необходимо совместно с Департаментом транспортной безопасности Минтранса России выработать законодательные инициативы в данной области для обеспечения безопасности инфраструктуры дорожного хозяйства.
Как отметил начальник группы разработки алгоритмов и систем управления техническими средствами обнаружения и противодействия БПЛА ООО «Инновационные технологии и решения» Александр Гоголев, сложнее всего добиться надежного наблюдения и распознавания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), особенно ночью и в условиях плохой видимости. И это является проблемой, так как 80% налётов происходит с 3 до 5 утра. Также текущие технологии видеонаблюдения и радиотехнические комплексы имеют значительные ограничения: невозможно полностью исключить ошибки, такие как ложные срабатывания из-за птиц, и существуют проблемы с точностью наведения камер и ограничениями оборудования в экстремальных условиях эксплуатации.
Единая система управления и интеграция субъектов безопасности
Генеральный директора научно-технической компании «ИНФОРМ-АЛЬЯНС» Александр Новиков акцентировал внимание на необходимости создать единую систему управления и важности интеграции в эту систему всех субъектов безопасности. Он подчеркнул, что система безопасного региона охватывает все уровни — от муниципального до федерального, и это необходимый шаг для решения проблем общественной безопасности. Этот подход позволяет создавать гармоничную экосистему, где каждый субъект обеспечивает комплексный подход к защите объектов транспортной инфраструктуры.
Как подчеркнул спикер, в реализации проектов по безопасности важную роль играет использование интеллектуальных систем, способных интегрировать различные элементы транспортной и общественной безопасности. Он отметил, что процесс проектирования системы безопасности должен учитывать не только технические аспекты, но и взаимодействие человека и машины. В итоге принцип автоматизированного подхода позволит быстрее реагировать на потенциальные угрозы и оперативно принимать меры для предотвращения инцидентов.
Если мы говорим о реализации технической системы безопасности на объекте, то мы должны понимать: она должна быть интеллектуальной и при этом обеспечивать интеграцию как всех технических средств, так и подразделений транспортной безопасности. Потому что технические средства, как бы они ни были хороши, не могут обезопасить себя от акта незаконного вмешательства. Это делается соответствующими силами: подразделениями транспортной безопасности, территориальными органами обеспечения безопасности, ФСБ, МВД, МЧС и т.д. А раз так, то проектирование этой системы должно осуществляться как создание симбиоза человека и машины. У нас в стране это принято, и соответствующие стандарты существуют.
— уточнил генеральный директор «ИНФОРМ-АЛЬЯНСа».
Риск-ориентированный подход и учет новых угроз
На конференции также обсуждалась необходимость применения проактивного подхода к устранению возможных угроз. Вместо того, чтобы реагировать на уже произошедшие инциденты, регулирующие органы и компании должны заранее спрогнозировать потенциальные угрозы и подготовить соответствующие меры защиты. По словам председателя Технического комитета Ассоциации «Транспортная безопасность» Владислава Волкова, сейчас у нас нет такого подхода, что снижает способность оперативно и эффективно отвечать на меняющиеся условия. Проблема также в том, что современные алгоритмы реагирования учитывают не все существующие угрозы и не полностью проработаны. Александр Новиков предложил создать регламенты действий на каждый тип нарушения транспортной безопасности: на человека с оружием — один регламент взаимодействия с ним сотрудника транспортной безопасности, на человека со взрывным устройством — другой, и т.д.
Гармонизация нормативно-правовых актов
Еще одна существующая проблема в сфере транспортной безопасности — несоответствия между Постановлением законов №969 и Приказом Минтранса №227. На эту проблему обратил внимание Владислав Волков:
Мы должны по 227-му приказу обеспечивать контроль альфа, бета, гамма-излучения, при сертификации проверка идет только по источникам гамма-излучения. В сертификате нет приложения, в котором указаны, какие типы изотопов данное предполагаемое технический средство может обнаружить.
Эксперт выразил уверенность, что отсутствие адекватных методик реагирования на обнаруженные угрозы может привести к несчастным случаям, и что современные сертификационные стандарты нужно доработать.
Итоги мероприятия
Конференция подтвердила, что развитие транспортной безопасности требует системного подхода с интеграцией современных технологий и обученных специалистов. Представленные инициативы, такие как централизованные пункты управления и внедрение ИИ, могут повысить эффективность всей системы. Также к концу конференции были выработаны предложения по итоговой резолюции, она будет опубликована на сайте Ассоциации «Транспортная безопасность» и определит, в каком направлении будет развиваться эта сфера в ближайшее время.