15 мая 1935 г. была открыта первая линия метро «Сокольники» — «Парк культуры» («Крымская площадь») с десятью станциями протяженностью 9,2 км и ответвление от нее — «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Смоленская» с тремя станциями (2,4 км). По ней с минимальным интервалом в пять минут курсировали четырехвагонные поезда. В день пуска столичное метро перевезло 370 тыс. человек.
Осенью 1941 г. метрополитен был переведен на особый режим: днем перевозил пассажиров, а после 19 часов служил бомбоубежищем. Строительство метро велось непрерывно, не прекращаясь даже в годы Великой Отечественной войны: были сданы станции «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»), участки «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Завод имени Сталина» и «Курская» — «Измайловский парк» (ныне «Партизанская»). В марте 1954 г. закончилось сооружение Кольцевой линии, связавшей основные железнодорожные вокзалы Москвы. Кольцо, включающее 12 станций, замкнулось с открытием станций «Белорусская» и «Парк культуры». Тогда же впервые были пущены семивагонные составы. Всего к тому времени пассажиров принимали 49 станций метро. Их названия стали объявлять в поездах с 1956 г.
В 1966 г. были открыты семь новых станций (на Таганско-Краснопресненской линии), а в 1983 г. — сразу восемь (на Серпуховско-Тимирязевской линии). Линии продлевались в районы новостроек (Медведково, Орехово-Борисово, Беляево, Ясенево, Чертаново, Нагатино). Всего число станций к 1991 г. достигло 147, а общая протяженность — 239,45км.
В 2002 г. метрополитен впервые вышел за пределы Московской кольцевой автодороги — первой станцией за МКАД стал «Бульвар Дмитрия Донского» (Серпуховско-Тимирязевская линия).
В 2003 г. открылась Бутовская линия легкого метро, основная часть которой проложена по эстакаде, а также станция «Парк Победы», ставшая самой глубокой в Москве (84 м).
С 2004 г. в ГУП «Московский метрополитен» административно входит линия монорельсовой транспортной системы протяженностью 4,7 км, с шестью станциями (с января 2017 г. работает в экскурсионном режиме с 30-минутными интервалами).
Открытая 26 декабря 2009 г. станция «Мякинино» стала первой станцией метро на территории Московской области (в городском поселении Красногорск) и первой, построенной с привлечением средств частного инвестора.
4 мая 2012 г. мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление об утверждении новой программы развития метрополитена до 2020 г. Документ предусматривал строительство более 80 станций, реконструкцию девяти существующих и строительство новых электродепо.
В 2010-х гг. были запущены первые участки двух новых радиальных линий: Калининско-Солнцевской (2014) и Некрасовской (2019).
10 сентября 2016 г. открылось движение по Московскому центральному кольцу (МЦК) — железнодорожной линии протяженностью 54 км (31 станция). Организатором пассажирских перевозок на кольце является ГУП «Московский метрополитен», оператором — ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).
Всего в 2010-2024 гг. было введено в эксплуатацию более 166 км новых линий метро, построено 88 новых станций. 1 марта 2023 г. открылось пассажирское движение по всей Большой кольцевой линии (БКЛ) протяженностью более 57 км (29 станций). Построены 7 и реконструированы 5 электродепо. В 2023 г. открылась юго-западная конечная станция Солнцевской линии «Аэропорт Внуково» — единственная в Москве с пересадкой в аэропорт. В 2024 г. в пассажирскую эксплуатацию были последовательно введены два участка первой очереди Троицкой линии.
источник: ТАСС
фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы