Правительству Российской Федерации подготовить в рамках перечня поручений при участии комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Северный морской путь и Арктика», исполнительных органов заинтересованных субъектов Российской Федерации, Госкорпорации «Росатом» и представить предложения по разработке комплексного проекта развития Арктической зоны Российской Федерации, обратив внимание:
а) на стимулирование научно-технологического развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации на ее территории приоритетных промышленных проектов;
б) на развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение круглогодичного функционирования Трансарктического транспортного коридора, развитие воздушного сообщения (включая малую авиацию) и расширение использования беспилотных авиационных систем, внутренних водных путей, железнодорожного сообщения (включая модернизацию Северной железной дороги, в том числе участка, проходящего по территориям Республики Коми, Архангельской области и Ямало-Ненецкого автономного округа), а также на расширение мощностей и создание морских портов Трансарктического транспортного коридора.
Срок − 1 июля 2025 г.
Правительству Российской Федерации разработать совместно с Госкорпорацией «Росатом» и при участии комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Северный морской путь и Арктика», акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация», общества с ограниченной ответственностью «Судостроительный комплекс «Звезда», заинтересованных грузоотправителей и утвердить финансово-экономическую и организационную модель формирования Трансарктического транспортного коридора (Санкт-Петербург – Мурманск – Архангельск – Владивосток), в том числе:
а) определить инфраструктурного оператора Трансарктического транспортного коридора;
б) определить перечень ключевых показателей эффективности функционирования и развития Трансарктического транспортного коридора и разработать систему мониторинга этих показателей;
в) обеспечить снижение издержек на всех этапах создания инфраструктуры и функционирования Трансарктического транспортного коридора в целях достижения его конкурентоспособности на глобальном рынке, в том числе при доставке российских экспортных грузов;
г) в целях обеспечения экономически обоснованной стоимости перевозки грузов определить перспективный объем грузопотока (по годам, местам отгрузки и направлениям перевозок) с учетом возможности заключения между Госкорпорацией «Росатом» и грузоотправителями соглашений, предусматривающих взаимные обязательства сторон по объему ежегодного грузопотока, и долгосрочных договоров на оказание услуг по ледокольной проводке судов по принципу «бери или плати»;
д) обеспечить формирование необходимого ледокольного флота на период до 2035 года и на перспективу до 2050 года, определив источники финансирования соответствующих мероприятий, приняв не позднее 2026 года решения о начале строительства седьмого и восьмого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (с учетом софинансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета не менее 50 процентов стоимости их строительства на весь период строительства);
е) принять решения, обеспечивающие конкурентоспособность тарифов на ледокольную проводку судов, осуществляемую:
в акватории Северного морского пути, обеспечив при необходимости субсидирование стоимости услуг ледокольного флота, а также предоставление других мер государственной поддержки;
при выполнении транзитных рейсов в летне-осенний период, предусмотрев субсидирование стоимости услуг ледокольного флота;
ж) сформировать программу строительства судов арктического грузового флота для достижения целевого объема грузопотока по Трансарктическому транспортному коридору, предусмотрев максимальное использование возможностей отечественных верфей и отечественного судового комплектующего оборудования, обеспечив при необходимости государственную поддержку строительства таких судов и их закупку и строительство за рубежом в случае отсутствия возможности их своевременной поставки отечественными судостроительными предприятиями;
з) обеспечить начиная с 2025 года создание отечественного дноуглубительного флота для работы в акваториях портов Трансарктического транспортного коридора, предусмотрев применение при необходимости мер государственной поддержки в целях установления экономически обоснованных ставок портовых сборов за проведение дноуглубительных работ;
и) определить сроки и этапы реализации мероприятий по созданию инфраструктуры, обеспечивающей переход к круглогодичной навигации в восточном направлении Трансарктического транспортного коридора, предусмотрев необходимые для этого меры государственной поддержки.
Срок − 1 августа 2025 г.
обеспечить в 2026–2028 годах выделение из федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по проектированию и строительству объектов аварийно-спасательной инфраструктуры в населенных пунктах Тикси (Республика Саха (Якутия), Диксон, Хатанга (Красноярский край), Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ) с учетом возможности совместного размещения подразделений МЧС России, ФМБА России, Росморречфлота и федерального государственного бюджетного учреждения «Морская спасательная служба»;
представить предложения по созданию орбитальной группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли в количестве, необходимом для обеспечения мониторинга ледовой обстановки в акватории Северного морского пути, определив сроки реализации соответствующих мероприятий, сроки создания такой группировки, объемы и источники финансирования, в том числе за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
рассмотреть вопросы:
о строительстве малотоннажных пассажирских судов ледового класса, предназначенных для перевозки пассажиров в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне Российской Федерации к населенным пунктам, расположенным в труднодоступных местностях и отделенным водными преградами;
о создании в субъектах Российской Федерации, территории или части территорий которых входят в состав Арктической зоны Российской Федерации, инфраструктуры посадочных площадок для грузовых беспилотных летательных аппаратов в целях обеспечения доставки грузов в труднодоступные местности и на территории, отделенные водными преградами;
о модернизации (с применением механизмов государственно-частного партнерства) объектов топливно-энергетического комплекса, складов горюче-смазочных материалов, в том числе путем предоставления государственной поддержки инвесторам, реализующим в рамках энергосервисных контрактов и концессионных соглашений проекты по модернизации таких объектов;
о целесообразности формирования стандартных требований к отдельным типам судов арктического грузового флота для работы в Трансарктическом транспортном коридоре;
Срок – 1 июля 2025 г.;
представить предложения по формированию условий для развития отечественных операторов, обеспечивающих перевозку грузов по Трансарктическому транспортному коридору, рассмотрев вопрос о создании совместных организаций с иностранными партнерами;
р) представить предложения по увеличению мощности терминалов Мурманского транспортного узла, связанных с железнодорожной сетью, не менее чем в три раза и по соответствующему развитию провозной способности ближних и дальних железнодорожных подходов к морскому порту Мурманск, определив сроки реализации, объемы и источники финансирования необходимых мероприятий;
с) представить предложения по комплексному развитию Архангельского транспортного узла.
Срок – 1 августа 2025 г.;
подъем и удаление затонувших в акваториях объектов.
Доклад – до 1 июля 2025 г., далее – один раз в год.
Ответственный: Мишустин М.В.
Правительству Российской Федерации подготовить при участии акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация», общества с ограниченной ответственностью «Судостроительный комплекс «Звезда» и представить предложения по развитию и модернизации судостроительных и судоремонтных мощностей в целях обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации судов, включая грузовые, в том числе работающих на маршрутах Трансарктического транспортного коридора (с учетом реализации пункта 5 настоящего перечня поручений), рассмотрев вопрос о строительстве новых верфей и определив потенциальные места их размещения.
Срок − 1 сентября 2025 г.
Перечень дополнительных мероприятий для включения в комплексные планы долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации
Для Архангельской агломерации (г. Архангельск, г. Северодвинск, г. Новодвинск):
1) реконструкция Маймаксанского ш., ул. Победы, ул. Капитана Хромцова и мостовых сооружений (расширение до четырех полос) в г. Архангельске в 2029–2032 годах;
Для агломерации Нарьян-Мара – реконструкция аэродрома аэропорта Нарьян-Мар в 2027–2030 годах. строительство совмещенного мостового перехода через р. Обь в составе проекта создания железнодорожного Северного широтного хода в 2025 – 2029 годах;
2) развитие аэропортового комплекса в г. Салехарде;
3) строительство автомобильной дороги Харп – Горнолыжный центр – Международная арктическая станция «Снежинка» (участок Харп – Горнолыжный центр) в 2027–2029 годах;
ля Кемско-Беломорской агломерации (Кемский муниципальный район, Беломорский муниципальный район):
1) реконструкция участков автомобильной дороги по г. Беломорску (ул. Архангельская, Водниковское ш., улица, обеспечивающая подъезд к причальному сооружению в пос. Водников) в 2030–2032 годах;
2) реконструкция мостовых переходов на ул. Октябрьской и ул. Пашкова в г. Беломорске в 2030–2032 годах;
3) реконструкция моста через р. Кемь на ул. Вицупа в г. Кемь в 2030–2031 годах;
Для агломерации Воркуты:
1) реконструкция аэродрома аэропорта Воркуты в 2027–2030 годах;
2) ремонт кольцевой автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Воркуты в 2027–2028 годах;
Для агломерации Певек-Билибино (г. Певек, г. Билибино):
обеспечение наземного сообщения между городами Певек и Билибино путем строительства участков автомобильной дороги Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь, участка Омолон – Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота в 2027–2031 годах;
Для агломерации Норильск-Дудинка (г. Норильск, г. Дудинка):
капитальный ремонт автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к а/п Алыкель г. Норильск» с устройством системы освещения и автоматизированной системы информирования (г. Дудинка – а/п Алыкель, 53,4 км) в 2027–2033 годах.
Для Мончегорской агломерации:
строительство кольцевой развязки в районе примыкания автомобильного подъезда к г. Мончегорску в 2031–2032 годах.
Для агломерации Диксон:
строительство нового аэропорта в бухте Ефремова полуострова Таймыр в 2027–2029 годах.
источник: © Газета «Транспорт России» (transportrussia.ru)