Новости

Московские аэропорты освобождают от госрегулирования тарифов

Московские аэропорты первыми в России получат освобождение от госрегулирования тарифов. Поручение проработать такой сценарий дал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Увеличив тарифы и сборы, аэропорты смогут обеспечить возврат инвестиций в аэродромную инфраструктуру Московского авиаузла, в том числе средств из Фонда национального благосостояния. В авиакомпаниях предупреждают, что это решение неизбежно приведет к росту цен на билеты.

Авиакомпании предупреждают, что это решение неизбежно приведет к росту цен на билеты

Отказ от регулирования для возврата инвестиций

«Признать целесообразным прекращение ценового регулирования деятельности поставщиков услуг в аэропортах Московского авиаузла», — говорится в протоколе совещания по развитию МАУ, состоявшегося под руководством Шувалова в октябре (копия документа есть в распоряжении ТАСС).

Сейчас в аэропортовой сфере государство регулирует четыре тарифа — сбор за взлет-посадку, авиационную безопасность, сборы за пользование аэровокзалом и за обслуживание пассажиров.

Отказ от регулирования тарифов в аэропортах Домодедово, Шереметьево и Внуково изначально рассматривался как один из механизмов повышения доходности аэропортов на фоне подготовки к передаче столичных аэродромов в концессию (еще один вариант — инфраструктурный сбор — не нашел поддержки). Операторы аэропортов заключат концессионные соглашения с государством на аэродромное имущество сроком на 49 лет, а Домодедово — до 2073 года (срок действия договора аренды, заключенного в 1998 году). Фактически аэропорты получат аэродромы в долгосрочное пользование, но без фиксированной арендной платы, а за обязательства по их поддержанию и развитию.

Предварительная сумма инвестиций в развитие московских аэродромов — менее 100 млрд руб. Эти средства аэропорты смогут получить из ФНБ на возвратной основе по схеме до 100% от общей цены проектов. Минтрансу, Минфину и Минэкономразвития совместно с инициаторами проектов на том же совещании у Шувалова поручено продолжить работу по оптимизации объема инвестиций, предусмотрев «необходимость завершения основных мероприятий по развитию МАУ в первом квартале 2018 года».

Сборы, устанавливаемые Федеральной службой по тарифам, — один из основных источников дохода аэропортов. Например, по данным отчетности Шереметьева по российским стандартам за 2013 год, выручка от таких сборов составляет почти 46,4% от выручки аэропорта в целом (почти 8,3 млрд руб. от более чем 17,8 млрд руб.). На сборе за взлет-посадку Шереметьево, в частности, выручил более 2 млрд руб., на сборе за пользование аэровокзалом — более 5 млрд руб. Но средств недостаточно для планируемых масштабных инвестиций. Справедливыми в Шереметьеве называют такие тарифы и сборы, которые позволят аэропорту обеспечивать не только оперативную деятельность, но и развиваться.

Рост до среднего по России

Отмена госрегулирования приведет к росту тарифов, признают все эти аэропорты. «Уровень роста тарифов сейчас не определен — финансовая модель находится в разработке», — пояснили во Внукове. «Возможность роста тарифов, безусловно, будет рассматриваться», — говорят в Шереметьеве. В Домодедове добавляют, что «повышение тарифов, если оно и произойдет», должно быть равномерным. «Именно поэтому мы говорим о необходимости бюджетной балансировки — выравнивания объемов инвестиций в аэродромную инфраструктуру между аэропортами МАУ — перед заключением концессионных соглашений, чтобы исключить ситуацию, когда один из конкурирующих аэропортов вынужден или работать себе в убыток, или устанавливать нерыночный тариф», — поясняет представитель аэропорта.

Но в аэропортах обращают внимание на то, что сейчас в московском авиаузле один из самых низких уровней регулируемых сборов по России. Как напоминают во Внукове, до сих пор динамика роста тарифов была следующей: «Примерно раз в два года — на уровень инфляции». В Домодедове ожидают, что после снятия госрегулирования тарифы в МАУ не будут превышать средних аэропортовых тарифов по регионам России, «поэтому они должны быть приемлемы для авиакомпаний».

Аэропорты используют мотивационные программы для компаний-партнеров. Гибкая тарифная политика способствует развитию маршрутной сети и расширению возможностей для пассажиров, добавляют в Домодедове.

Дороже аэропорты — дороже цены на билеты

У аэропортов есть резервы повышения эффективности без увеличения тарифов, уверены в группе S7. «Рентабельность аэропортового бизнеса в разы превышает рентабельность авиаперевозок, — говорит представитель группы. — Кроме того, аэропорты МАУ имеют значительную долю неавиационных доходов, а также доходов от зарубежных перевозчиков, которые увеличиваются в связи с ростом курса доллара и евро».

aeroflot

Крупнейшие российские авиаперевозчики — группа «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр» и группа S7 — предупреждают, что отмена госрегулирования тарифов и сборов неизбежно приведет к росту тарифов на авиаперевозки. В конечном счете за все платит пассажир, напоминают участники рынка.

«Инициатива негативно скажется на расходах авиакомпаний, — считают в S7 (базовый аэропорт — Домодедово). — Структура рынка авиаперевозок в МАУ сложилась, для любой крупной авиакомпании издержки перехода из одного аэропорта в другой будут очень высоки. Поэтому реальной конкуренции за авиакомпании между аэропортами МАУ не будет. Такое решение однозначно приведет к росту тарифов».

Фактическое отсутствие тарифной конкуренции между аэропортами Москвы констатируют и в «Трансаэро» (летает из Внукова и Домодедова), где также выступают за сохранение госрегулирования.

В «Аэрофлоте» (базируется в Шереметьеве) обратили внимание на то, что «в большинстве аэропортов России услуги аэропортового и наземного обслуживания монополизированы, что приводит к неконтролируемому росту тарифов и, как следствие, к увеличению себестоимости и росту цен на авиаперевозки». В компании заинтересованы «как минимум в сохранении перечня регулируемых тарифов на услуги в аэропортах», хотя «даже при участии государства в регулировании уровня ставок основных аэропортовых сборов процент роста большинства из этих ставок опережает уровень инфляции», добавляют в пресс-службе «Аэрофлота».

«В случаях, когда регулируемые ставки повысить не удается, аэропорт компенсирует это ростом нерегулируемых тарифов», — говорят в S7. Эти тарифы, по словам представителя «Трансаэро», растут «опережающими темпами».

К нерегулируемым тарифам относятся метеообеспечение, обработка коммерческих грузов и почты, обеспечение приемки-выпуска самолета, заправка водой, внутренняя уборка самолета, а также предоставление трапов, пассажирского наземного транспорта и прочее. «Рост этих тарифов в российских аэропортах в среднем составляет 17,5% в год», — говорят в «Аэрофлоте».

В компании добавили, что доля затрат на обслуживание в аэропортах и на трассе в общем объеме эксплуатационных затрат «Аэрофлота» выросла за последние пять лет с 14,8 до 17,1%. У группы S7 аэропортовые расходы без учета топливозаправки и бортпитания в структуре расходов на один рейс составляют около 15-17% в общих затратах авиакомпании. У «Трансаэро» в 2013 году — 11,8%. «Структура расходов на рейс зависит от типа воздушного судна, но в целом в структуре затрат авиакомпании по пассажирским перевозкам аэропортовые расходы занимают около 16-17%», — говорят в «ЮТэйр».

Тарифы без регулирования, но под контролем

По поручению Шувалова ФСТ, Минэкономразвития и Минтранс должны разработать изменения в нормативно-правовой базе, снимающие госрегулирование в МАУ, до 1 декабря. В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова подтвердили факт совещания и выданных поручений.

Окончательного решения, как позволить аэропортам повысить доходы, но и не допустить резкого роста стоимости авиаперевозок, пока нет. «Каким образом будет осуществляться регулирование, рынком или иначе, будет определено до конца года», — сообщил ТАСС источник, знакомый с ходом консультаций.

Другой источник ТАСС, знакомый с подготовкой соответствующего решения, говорил ранее, что может быть принят промежуточный вариант, по которому тарифное регулирование снимается, но аэропорты МАУ остаются в реестре субъектов естественных монополий, а ФСТ введет мониторинг стоимости услуг и в случае необходимости вводит ценовые ограничения. Такая схема действует в ряде крупных морских портов.

ФСТ готовит соответствующие документы в рамках поручения Шувалова, сообщили ТАСС в службе. В Минэкономразвития сказали, что материалов на согласование от заинтересованных ведомств пока не поступало. В пресс-службе Минтранса говорят, что «поручение не поступало».

Источник материала: ИТАР-ТАСС