Один из железнодорожников спросил про повышение пенсионного возраста. «Вопрос не праздный, не простой, очень чувствительный для большого количества наших граждан. Вы знаете, что решение у нас пока не принято, идут дискуссии на этот счет», — ответил ему Путин. Сторонники этой меры считают, что отсрочка решения негативно отразится на доходах пенсионеров и на устойчивости пенсионной системы. «Потому что ее доходы не покрывают расходы, нужно постоянно эту систему дотировать из бюджета, а бюджетные возможности тоже ограничены», — объяснил он.
Пенсионный возраст был зафиксирован еще в 30-х годах XX века и не менялся, в отличие от других государств, соседей России, партнеров по ЕврАзЭС, сравнил глава государства. В рекомендациях МОТ пенсионный возраст определен нечетко, говорится, что выход на пенсию должен определяться возрастом, при котором человек теряет способность к эффективному труду.
При этом продолжительность жизни в России растет, но отстает от европейской. И этим аргументируют свою позицию противники повышения пенсионного возраста. Некоторые опасаются, что это может негативно отразиться на рынке труда, также пояснил Путин.
«Вот все эти аспекты — и социальные, и медицинские — нужно как следует проанализировать, — сделал вывод президент. — И точно совершенно, это решение не может быть принято кулуарно. Оно должно быть принято исключительно в ходе широкого обсуждения и с профсоюзами, и с общественностью, и, конечно, на экспертном уровне».
Железнодорожники спрашивали и о своем, что наболело. Одна проводница пожаловалась на хулиганов и попросила ввести черный список, как в авиации. «Все возможно, но на железнодорожном транспорте это сложнее. Есть много таких территорий, где другого вида транспорта просто нет», — объяснил Путин.
«Совсем уж лишать людей за административные правонарушения пользоваться железнодорожным транспортом, наверное, слишком жестко, но посмотреть на то, что реально происходит в жизни, конечно можно», — заметил он. «Но хамство, конечно, нужно убирать. Давайте подумаем, как…, но цивилизованным способом», — решил президент. Также глава государства согласился с необходимостью разведения транспортных потоков на железнодорожных и автодорогах. И еще призвал шире использовать транзитный потенциал и цифровые технологии, с упором на отечественное.
Звучали и личные вопросы. Начали с предложения заменить борт номер один поездом номер один — если он будет суперскоростной, из Москвы во Владивосток за 10 часов. «Действительно, с учетом размера территории пользоваться приходится в основном авиационным транспортом. Хотя, идеи, которые вы упомянули, конечно, могут многое кардинально изменить», — сказал президент. И порадовал железнодорожников: шанс на замену борта номер один на поезд номер один есть. А вот на один из матчей ЧМ по футболу Путин на поезде готов отправиться уже в следующем году. «Поеду, проедусь с удовольствием», — пообещал он.
Одна из участниц встречи полюбопытствовала, как удается главе государства при таком жестком графике быть таким энергичным. «Есть такое слово «спорт», не путать со спиртом. Разница всего в одну букву, видите, но разница на самом деле колоссальная. Поэтому это вот один из секретов», — улыбнулся он.
«Мне кажется, что это в любом деле, абсолютно — и в вашем, и в моем — если человек нацелен на то, что он делает, если эта сфера деятельности, сама работа приносит удовлетворение, человек чувствует, что он добивается того, к чему стремится, чувствует отдачу и понимает, что это не только ему приятно этим заниматься, но и это польза для других людей — вот это все подстегивает, подталкивает», — заключил президент.
Еще Путин пообещал передать в музей железнодорожного транспорта Москвы какой-нибудь экспонат и сфотографировался с сотрудниками РЖД. Также он сказал, что обязательно посетит этот музей.
В депо глава государства осмотрел вагоны скоростных и пассажирских поездов. В частности, «Стриж», который ездит в Берлин, и комфортабельный двухэтажный состав Москва-Воронеж.
«Наша страна — одна из крупнейших в мире по протяженности железных дорог и занимает первое место в мире по длине электрифицированных трасс, по железным дорогам перевозятся 45 процентов грузов, в среднем каждый житель России пользуется поездами 8 раз в год», — сказал президент на Железнодорожном съезде. РЖД — крупнейший корпоративный работодатель в стране и один из основных заказчиков для машиностроения и других отраслей.
Путин поздравил всех с юбилеем — 180-летием открытия первой российской железной дороги, соединившей Петербург и Царское Село. «С тех пор история российских железных дорог неразрывно связана с историей самой страны», — сказал он.
Отметил глава государства и подвиг железнодорожников в годы Великой Отечественной, когда в боевых условиях под огнем противника они обеспечивали военные перевозки, эвакуацию, «в кратчайшие, казалось бы, абсолютно нереальные сроки, восстанавливали и строили новые магистрали». «20 миллионов вагонов со снарядами, боевой техникой, бойцами Красной армии были доставлены на передовую, 2600 промышленных предприятий эвакуированы в восточные регионы России», — напомнил он.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»
Оставьте своё мнение